В 65 раз стартовал чемпионат MotoGP и в седьмой раз подряд открывала чемпионат ночная гонка в Катаре. Кроме этих постоянных фактов, в последнее пятилетие есть еще одна константа, которая расстраивает болельщиков со всего мира, кроме испанцев. Да, да – тотальное доминирование представителей этой страны во всех трех классах чемпионата продолжается. Катар 2013 стал ярким подтверждением этого тренда.

Moto3. Победный рецепт – испанец + КТМ

Как не смешно выглядел бы заголовок, но, похоже, этот рецепт будет работать весь сезон. После прошлогоднего доминирования КТМ и Сандро Кортезе, который на длинных прямых чувствовал себя просто королем, межсезонье ознаменовалось массовым переходом на прототипы этого австрийского производителя. Кроме того, место перешедшего в Moto2 чемпиона 2012 Сандро Кортезе занял Луис Салом, который в прошлом году одержал свои первые победы, а после вице-чемпионства по итогам сезона стал одним из наиболее вероятных кандидатов на место в заводской команде KTM. Таким образом, образовался первый претендент на титул этого года, удовлетворяющий нашему рецепту. Вторым подобным претендентом, уже третий сезон подряд, был скандалист Мэверик Виньялес, так и не сумевший закрыть авансы, выписанные ему перед началом прошлого сезона. Он также пересел на КТМ. Третьим претендентом я бы назвал Йонаса Фолгера из дружины Хорхе Мартинеса, т.к. немец обладает колоссальным опытом и, как мы убедились в прошлом году, вполне способен превращать этот опыт в результат на нормальном мотоцикле. Он лишь самую малость удовлетворяет нашему условию – его прототип состоит из шасси Kalex, оснащенного двигателем от КТМ. Но и его результаты в Катаре подтвердили правильность победного рецепта.

Новобранец Хорхе Мартинеса из Бразилии гранадо вынужден был стартовать с пит-лейн Доктор остается верен своим привычкам - старт младшеньких всегда только в живую
Раз уж мы заговорили о претендентах на высокие места по итогам чемпионата, то нельзя было не упомянуть блестящих прошлогодних новичков, которые в этом году начинали свой второй сезон. Алекс Ринс дебютный сезон завершил пятым и по праву в этом году стал лидером команды Estrella Galisia 0,0, которая тоже пересела на КТМ. Чувствуете куда веду? Позади него сезон 2012 завершил Романо Фенати, которого после победы в Хересе 2012 (это была всего его вторая гонка) стали называть едва ли не новым Валентино Росси. Итальянец остался в той же команде и на том же шасси FTR Honda.

Закончить своеобразное превью чемпионата хотелось бы новичками сезона 2013. Главный претендент на звание лучшего дебютанта конечно же Алекс Маркес, младший брат Марка Маркеса. Алекс провел лишь часть прошлого сезона и 2013 является его дебютом на полном расписании. Талант молодого испанца, которого (кто-бы сомневался) взял под свое крылышко Эмилио Альзамора ("гоночный отец" Марка Маркеса) в Estrella Galisia 0,0, был показан им еще в прошлом году, а в этом и все остальное появилось – быстрый мотоцикл и необходимый опыт. Но в Катаре ему предстоял дебют, как и еще десяти гонщикам со всего света. Кроме того из остальных дебютантов, конечно же, будем следить за Аной Карраско, потому как она является единственной представительницей прекрасного пола в чемпионате и британцем Джоном МакФи, который не раз становился возмутителем спокойствия, стартую ранее по вайлдкард, особенно на дождевых этапах.

Вернемся к самой гонке. Плотность борьбы была несколько меньше обычного, но не забываем, что это дебютный этап, да к тому же на такой специфичной трассе, как Лосаил. Как и ожидалось, одна из длиннейших стартовых прямых чемпионата давала преимущество КТМ. В ТОП9 заехало 7 гонщиков на прототипах австрийского производителя, еще один мотоцикл был оснащен их двигателем. Это говорит само за себя. Очень заметного прогресса в межсезонье добилась индийская Махиндра. Заполучив в свой состав многоопытных и почти звездных Мигеля Оливейру и Эфрена Васкеса, индийцы проделали отличную тестовую работу и довели байк до ума. В прошлом году ее гонщики за весь сезон смогли заехать в очки всего лишь раз на дождевом Ле-Мане, принеся в копилку команды лишь четыре очка, а в этом португалец с испанцем после первого этапа уже положили туда пятнадцать.

Уход с единственной траектории в Катаре грозит серьезной проблемой. Песок! Четыре испанца, 4 КТМ, 4 претендента на титул
Если говорить персонально о гонщиках, то больше всех удивил Маркес. Начав осторожно (прямо как Марк), он по ходу дистанции добавлял и за три круга до финиша вышел в лидеры гонки, обскакав соотечественников Салома, Виньялеса и Ринса. Главную роль все же сыграл опыт. Салом прибавил именно тогда, когда надо было – на финишном круге. Эта рассудительность и хладнокровность стала проявляться в Луисе еще в концовке прошлого сезона, когда он неожиданно превратился из главного рубаки в рассудительного претендента на серебро чемпионата. Виньялес проехал на уровне, сделаем скидку на его травму, полученную на последних тестах – целых пальцев у него вроде еще осталось девять, но для мотогонщиков их целостность почти так же важна, как для врача или музыканта.

Романо Фенати стал лучшим из представителей FTR Honda, но это лишь пятнадцатое место и не понятно, за счет чего итальянец сможет прогрессировать. Разве что за счет дождя. Ана Карраско, ставшая последней представительницей КТМ, всю гонку провела в борьбе и финишировала на высоком 20 месте – отличный дебют для девушки. Будем ждать ее попадание в очки на европейских трассах, гораздо лучше знакомых испанке.

Поводя итог, можно сказать, что пятеро лидеров Катара будут основными претендентами на подиумы по ходу всего чемпионата, но вполне по силам огрызнуться и другим гонщикам КТМ – Хайруддину и Сиссису, а также "махиндровцам". К сожалению, представителям прототипов, оснащенными двигателями Хонда в этом сезоне придется выполнять роль массовки, но это совсем не значит, что они не способны подарить нам красивой и интересной борьбы.

Moto2. Возможно скучнейший сезон

В среднемоторном классе чемпионата гонка в Катаре стала более чем показательной. После трех лет доминирования в сердцах болельщиков Moto2 имеет все шансы показать худший сезон в своей 4-летнй истории. Причина тому одна: Пол Эспаргаро. Большинство считает его главным претендентом на титул в этом году, как, в общем, и я. Закалившись в битвах с Маркесом в прошлом году, младший из братьев доминировал на тестах и в межсезонье. Его оппонентами можно было назвать Скотта Реддинга и Томас Люти. Британец действительно неплох, но как мы убедились в прошлом году, ему крайне редко удается разложиться по ходу гонки равномерно. Он активно стартует, агрессивен на первой половине дистанции, но практически всегда теряет темп под финиш. Швейцарец и вовсе получил серьезную травму перед стартовым этапом и был вынужден наблюдать за событиями на трассе со стороны.

Аксель Понс вновь не порадовал отца - падение и эвакуация на носилках Ну как же без контактной борьбы!
Все предварительные расклады подтвердились в гонке, хотя начало выдалось многообещающим. Такааки Накагами, демонстрировавший отличный ход весь уик-энд и едва не завоевавший свой первый поул в субботу отлично стартовал и доминировал по ходу первой трети дистанции, нарастив свое преимущество от пары записных лидеров до секунды. Далее японец похоже сам испугался своего темпа и спокойно уступил Реддингу и Эспаргаро. На Скотта было любо-дорого смотреть. Никаких скольжений в поворотах, стабильный темп и, казалось, есть все шансы для своей первой победы в Moto2. Но испанец все контролировал… Эспаргаро спокойно добавил и за пять кругов до финиша вышел в лидеры. Реддинг не уступал в скорости, но и атаковать было нечем. На финальном круге он попытался обострить ситуацию, но едва не поплатился за это и был вынужден довольствоваться серебром.

Учитывая то, что Лосаил является одним из самых ходовых треков чемпионата, берусь предсказать, что на более медленных классических европейских трассах Пол получит дополнительное преимущество, а вот Реддингу придется поработать над экономией резины. Хотя то, что он демонстрировал в Катаре, мне очень понравилось – его пилотаж изменился как раз в нужном направлении.

Победный обгон Эспаргаро Реддинг был близок к реваншу, но не более того
Накагами конечно удивил. Проблески были и в прошлом сезоне, в этом видим их логическое продолжение. Вопрос в том, сколько потенциала у японца.

Выделить кого-то за пределами подиума достаточно сложно. Ветераны Каллио, Симон, Корси и де Анжелис обозначили свое присутствие на трассе, но отставание в 20 секунд говорит само за себя. Остается лишь надеется на возвращение в Европу или плохие погодные условия. В остальных случаях их борьба будет за последнее место на подиуме.

Из новичков хочется отметить Марселя Шротера, который после мучений прошлого года в Moto3 с Махиндрой, а последние восемь этапов прошлого сезона на Bimota в Moto2, наконец пересел на Kalex и смог финишировать в очках, обойдя чемпионов Элиаса, ди Мелио, Тероля и Кортезе.

MotoGP. Доктор снова оперирует

Ставка на перестановки в "королевском" классе сработала. Свои предварительные ставки я сделал в "Хрустальном шаре", поэтому сразу к анализу. Главным героем этапа несомненно стал Валентино Росси. В его исполнение мы увидели все, что хотели пожелать. Борьба со сменившим его в Дукати Довициозо, причем в первой попытке приведшая к ошибке и провалу на седьмую позицию. Но, потом был прорыв в лучших традициях. Ах, если бы не эта ошибка на втором круге, возможно Лоренсо бы не уехал так далеко и мы увидели бы борьбу за лидерство… Даже перформанс послегоночный устроил, правда импровизированный. Заодно и друга Янноне из Дукати попиарил.

Маркес так же вернул все авансы, даже с запасом. Дебют состоялся на 100%. Спокойный старт, планомерный прогресс и финиш на подиуме в дебютной гонке. Можно только пожалеть, что Марк так много времени потерял за Педросой, но уже в Остине он будет гораздо смелее, ведь прецедент создан.

Ошибка росси на втором круге в борьбе с Дови. Казалось бы Доктор повержен Маркес решается на обгон. Только вчера ты поклонялся этому человеку, а сегодня обгоняешь
Про Лоренсо и говорить не хочется – вылитый робот. Сел, поехал, победил. И лицо еще такое довольное…

Крачлоу расстроил, но если призадуматься, то все по делу. Если на заводских "японцах" нормальные гонщики, то шансы заехать на подиум у сателлитов стремятся к нулю. Так что Кэлу надо не просто хорошо ехать, а прыгать выше головы. В квалификации получилось, в гонке пока что нет. После падения Брадля было интересно, кто из оставшихся двоих претендентов заедет в ТОП6. Дови совсем немного не хватило до заветной отметки, впереди оказался Бау. Но итальянец и так перевыполнил план для своего дебюта в Дукати. Лучшей результат в квалификации за последние три года (со времени прихода Росси) и отличный старт, но потом часы пробили полночь и прототип превратился в "тыкву". Шутка конечно, но прогресс просто очевиден. Уже сейчас стало известно, что новейшая Desmosedici GP13 будет на стартовой решетке уже в Хересе в начале мая. Вот тогда и посмотрим - чего смогли добиться Дови и его команда.

В CRT все тоже более менее стандартно. ART доминирует, как и победитель прошлого года в этой категории Алейч Эспаргаро. Барбера на FTR заехал в очки, как и Эрнандез, принесший Полу Бёрду ценную пару очков.

Это не дым, это - песок! "Есть еще порох в пороховницах" - Маркес о Росси
Ну а дружину поверженных возглавил Дани Педроса. Это ж надо так неудачно начать сезон. Проиграть не только Лоренсо, но и Росси с Маркесом. Особенно последнему. Мальчишка, проводящий свой первый этап и тут же задвинул лидера команды в уголок. Можно только посочувствовать Дани и напомнить, что впереди еще 17 этапов.

Падение Брадля мы уже отметили, а вот Брэдли который Смит, подтвердил мои предположения. Делаю ставку, что в следующем году мы не увидим его в дружине Поншараля. Смит купит место где-нибудь в CRT и будут они с Абрахамом на пару плестись в хвосте. Я думаю, даже Эспаргаро младший или Реддинг в настоящий момент показали бы лучший результат в "королевском" класс на тектруашной Ямахе.

Но гонка удалась, спасибо Доктору и его юному пациенту. Чувствуется, эта сладкая парочка рано или поздно доберется до Лоренсо, да и у Дани гордость взыграет. Вот тогда и увидим настоящее шоу, уже совсем скоро. Тем более что понятие "шоу" и "США" – это почти синонимы. Делать первоклассное зрелище из всего подряд американцы умеют, а тут как раз и "Большие Призы" пожалуют в Остин, на свой дебютный для этой трассы этап.