Первая половина сезона-2013 практически полностью прошла под диктовку заводской команды Volkswagen. Немецкий коллектив выиграл пять этапов из прошедших семи и теперь занимает лидирующие позиции в обоих зачетах чемпионата мира по ралли.
Перед началом второй половины сезона, которую откроет Ралли Финляндии, пресс-служба Volkswagen Motorsport опубликовала интервью с техническим директором команды и создателем Polo R WRC - Франсуа-Ксавье Демезоном. Предлагаем вашему вниманию перевод этого материала.
Вы отвечаете за техническое развитие Polo R WRC. Как бы вы оценили итоги первого полугодия?
Франсуа-Ксавье Демезон с Себастьяном Ожье
Франсуа-Ксавье Демезон: Перед стартом сезона мы не знали, насколько надежным и быстрым автомобилем будет Polo R WRC. После пяти побед в семи стартах я бы сказал, что мы проделали хорошую работу. Что же до скорости Polo R WRC, то она оказалась гораздо выше, чем мы могли надеяться. Это значит, что мы можем сосредоточиться на надежности нашего автомобиля.
Какая из характеристик Polo R WRC представляется вам наиболее выдающейся?
Франсуа-Ксавье Демезон: В первую очередь, очень хороша серийная версия Polo, которая отличается скромной массой и малыми свесами. Это отличные параметры для постройки автомобиля WRC, и тот факт, что базовая версия обладала ими, очень помог нам.
Но это - всего лишь точка отправки, к достоинствам которой следует прибавить слаженную работу всех узлов и механизмов: двигатель, шасси, подвеска, трансмиссия и электрика - все взаимодействует в гармонии и, самое главное, успешно.
Начиная этот сезон, вы, по сути, вступали с новой машиной в неизвестность. Какая задача на этом этапе стала для вас наиболее сложной?
Франсуа-Ксавье Демезон: Сложнее всего было - и эта задача остается таковой и сейчас! - сделать Polo R WRC стопроцентно надежным на каждом из этапов. А в первом полугодии это было сделать совсем непросто, потому что стартовые этапы значительно отличаются друг от друга.
Судите сами: асфальт, лед и снег в Монте-Карло, арктические температуры в Швеции, мексиканская комбинация жары и высоты над уровнем моря, огромные, размером с мяч, камни на дорогах Ралли Акрополис... справиться со всеми этими условиями - вот самая сложная задача. Сложнее всего в чемпионате мира найти компромиссное решение, которое работало бы и в Греции, и в Финляндии.
Франсуа-Ксавье Демезон
Ралли Финляндии славится своими захватывающими трамплинами. Как вы готовите автомобиль к этому испытанию, и какую роль играет здесь антикрыло?
Франсуа-Ксавье Демезон: Ралли Финляндии - один из быстрейших и сложнейших этапов сезона, как для техники, так и для пилотов. Легче всего здесь приходится амортизаторам, которые обычно получают куда более серьезную нагрузку на других гравийных ралли.
Если же говорить о типичных финских трамплинах, то это, скорее, вопрос настроек подвески. В первую очередь, важно обеспечить как можно более плавное приземление, чтобы пилот не терял контроль над машиной. Чем раньше все четыре колеса коснутся земли - тем лучше.
Большую роль здесь играет и антикрыло - оно стабилизирует машину в полете и на приземлении. Инженеры всегда стараются сделать так, чтобы прыжок вышел как можно более низким - ведь зависнув в воздухе, ралли не выиграть! Находясь в воздухе, нельзя ускориться, а это значит, что прыжки отнимают драгоценное время.
Именно поэтому нужно искать правильный баланс между зрелищными прыжками и реальной скоростью. Кстати, свою роль здесь выполняет и пилот: он всегда может проехать более осторожно, в нужный момент сбросив скорость для того, чтобы прыжок получился покороче.
А что насчет аэродинамики? Какую роль в чемпионате мира по ралли играет она?
Франсуа-Ксавье Демезон с Йостом Капито и Ральфом Арнеке
Франсуа-Ксавье Демезон: А вот аэродинамика в чемпионате мира по ралли как раз не так уж и важна, потому что средняя скорость в ралли заметно ниже, чем на большинстве кольцевых этапов. Есть, разумеется, исключения вроде скоростных этапов в Швеции и Финляндии.
Последнее означает, что перед омологацией переднего и заднего спойлеров нам нужно было подобрать настройки, которые подходили бы для любого из этапов чемпионата мира. Сделать это без определенного компромисса просто не получится.
Так получилось, что окончательный дизайн антикрыла был принят после тестов в Финляндии - почти ровно год назад. У нас была возможность свободно работать над этим элементом конструкции. Мы омологировали его после тех тестов, и с тех пор не имели возможности каким-либо образом модифицировать его.